вторник, 28 июня 2011 г.

Треккинг Гималаи

Или как я оказалась слабой.
Я - человек, избалованный цивилизацией.

Началом путешествия можно считать столицу Непала Катманду. Город не понравился сразу. Очень грязно, пыльно.


Узкие улочки, по которым безо всяких правил ездит большое количество стареньких машин. Правила, возможно, есть, но вместо того чтобы их соблюдать, водители жмут на клаксон.

Сразу по приезду пошли посмотреть обезьяний храм. За пределами района Тамель передвигаться просто противно. Надо постоянно внимательно смотреть под ноги, куда эти самые ноги ставить. Иначе неминуемо попадешь в чьи-нибудь какашки или уже начавший разлагаться мусор. Река перед храмом – это огромная мусорка, по которой бродят большие свиньи. Ну и запах соответствующий.

На следующее утро мы приехали в аэропорт, загрузились в маленький самолет компании AGNY AIR и полетели в Луклу.

Лукла должна стать началом нашего путешествия.
Местные авиалинии выполняют роль междугородних автобусов. И отношение к ним похожее, как у «водителей», так и у пассажиров. Уселись в самолет. Всего там поместилось 12 человек и стюардесса. Видно кабину пилотов. Там сидят двое. Только взлетели, как один из них взял газетку и начал читать. Второй уже в полете начал настраивать радар и навигацию. Первый читал минут 35, до самой посадки. Только когда уже появилась взлетная полоса, он отложил газетку и посадил самолет.
Высадились. Погода неплохая, но уже не так жарко как в Катманду. Пришли в лодж, который нам порекомендовали в турфирме. Владелец лоджа примерно расписал наше путешествие и предоставил портера. Портеров мы уже видели в аэропорту на прилете. Это были не очень приятные люди. Зато их услуги стоили относительно не дорого. Нам же хотелось, чтобы человек, который будет в течении 10 дней постоянно находиться с нами, был достаточно приятен и чтобы с ним можно было общаться. Наш портер был замечательный. Он знал английский на достаточном для нас уровне, но как выяснилось позже, он не знал грамоты, а английский выучил за два года работы портером. Он был очень внимателен и заботлив.

День 1. Мы вышли из Луклы.
Первый пункт – Пхагдинг (2610м).


Мы его достигли примерно через два часа. Там нам был рекомендован лодж. Номер с туалетом и душем.

Да, номер простецкий, но все что надо есть. Оставшееся до ночи время, а его было много, мы спали, слонялись, обедали, ужинали. И начало приходить понимание, что – скучно.

День 2. Следующим утром рано вышли, часов в 6. Идти предстояло да Намче.
Дорога в Намче сначала более или менее спокойная. Есть спуски, подъему, но не значительные. А вот перед самим городом большой подъем. Предстоит подняться на высоту 300 метров (или немного больше). Этот первый серьезный подъем дался с трудом.
Надо сказать, что Намче (3400м) – это по большому счету последний город (столица портеров), где есть нормальные, благоустроенные лоджи. В самой благоустроенной мы и остановились. В номере туалет, горячий душ. Это, кстати, было и последнее место, где мы спали без спальников. В Намче предстоит провести два дня. Потому что высота и нужна акклиматизация.

День 3. На второй день идем чараз холм в соседний Кумджунг.

Хотим там посмотреть монастырь, в котором храниться часть черепа Йети. На холме высота 3800. Начинает болеть голова. Сильно болеть. Спускаемся с холма прямо к местной школе.
Ее основал Эдмунд Хилари, первый покоритель Эвереста.
Школа – десятилетка. Каждому классу – свое здание. Так же есть компьютерный класс, трудовой. Учаться непальские дети очень старательно. Потому что, только если ты сдашь тесты на 100 баллов, ты получишь грант на обучение в европейском ВУЗе. И тогда ты сможешь стать специалистом. А значит будет гарантированно обеспечен очень хорошей работой и зарплатой. Судьба остальных – это будни портеров, таскающих немалые (до 30кг) грузы на собственной спине вверх и вниз. Кому повезет – станет поваром. Изначально повезло тем, чьи семьи владеют лоджами. Даже если они не будут первыми учениками, то работой, а значит и заработком, будут обеспечены всегда.
Подходим к монастырю. Там служба. Шкаф с черепом Йети закрыт на ключ. Просим открыть. Нет. Оказывается ключ находится у одного старого монаха. А он ушел и будет через несколько дней.
Ну ладно, не повезло. Да и не очень то хотелось.
Возвращаемся обратно в Намче. Начинает болеть голова. Сильно болит. Первые признаки горняшки. Только успели вернуться в отель – полил дождь. К вечеру закончился, выглянуло солнце. Идем ужинать. Начинают раздражать местные запахи. Постоянно в воздухе витает запах благовоний. Бесит.

День 4. Утром вышли в Тенгбоче. Этот населенный пункт длжен стать следующим местом ночевки.
Но взобравшись в очередную гору, понимаем, что не хтим оставаться в этом месте. Там висит облако. Влажно и прохладно. Решаем идти дальше. Доходим до Пангбоче (кажется, за достоверность названия не ручаюсь). От Тенгбоче спускаемся вниз, к реке, переходим реку и начинается опять подъем. Опять начинает болеть голова. Боль становится сильнее. Но вот как раз появляются воротики, которые есть почти перед каждым крупным населенным пунктом. Нет. Воротики есть, а сам поселок прилично дальше, еще километра полтора идти, причем вверх.
Находим лодж, который декларирует наличие душа горячего inside. Да, душь есть. Но он не в номере. Он в подвале, за условной перегородкой. Но все равно моемся и заваливаемся спать. В номере холодно очень. Но потом мы узнали, что бывает еще холоднее. Первый раз ложимся в спальнике и на одну постель, чтобы теплее было. Через пару часов просыпаемся и бродим как сонные мухи. Ужинаем и спать.

День 5. Утром встаем. Опять, в который раз, собираем монатки. Следующий пункт ночевки – Дингбоче (4410м).
Идем. Опять спускаемся к реке. Опять поднимаемся. Находим приятный лодж. В номере теплее, чем в том, в котором провели прошлую ночь. Душь отдельно, платный, но зато не надо выходить на улицу, все в этом же коридоре. Здесь сошлись много трекенговых групп. Народ стирает труселя в ручье, который течет прямо по середине поселка.
Мы от стирок отказались. Плохо все сохнет. Даже если навязать все на рюкзак и идти так – все равно плохо сохнет. Ужинаем. Сидим в столовой. По середине помещения печка, типа «Буржуйка». Ее топят ячьими какашками, подсушенными. Тепло, хорошо. Ну посидели, поели, пора спать.
Заваливаемся опять в спальники на одной постели. Вообще бессонница достала еще с самой первой ночи. На непродолжительное время проваливаешься в дрему, потом «вываливаешься» из нее и все, никакого сна. К тому же ночью чувствуешь как организму не хватает кислорода. Как периодически угасает пульс, а после глубоко вдоха – опять восттанавливается сильный. Затем опять угасает. Вдох. И т.д.

День 6. Утро. Собираем монатки. Завтракаем.
Выходим. Теперь предстоит идти до Лобуче.
Продлжительное время идем по прмой. Потом опять спускаемся к реке. На другом берегу лодж, он же поселок Дукла. Болит голова. Пью таблетку. Отдаю рюкзак портеру, потому что понимаю, что с рюкзаком я от головной боли не избавлюсь НИКОГДА.
Сразу от Дуклы начинается подъем со скаканием по камням. Поднялись (после подъема к Намче это сущие пустяки). Наверху мемориал погибшим.Тем, кто пытался покорить вершины, а спуститься не смог. Мемориал – это много, много ступ.
Идем дальше. Оставшийся до Лобуче путь – это камни. Идем по прямой, но по камням. Какая же хорошая и крепкая обувь – трекенговые ботинки. Как без них ходить в горы не понятно. Мои меня ни разу не подвели. Ни натирали, неровности пути не ощущались, не рвутся. Но что то творится с почками и в животе. Почки заныли. Ощущение, что желудок, печень, почки – все сжалось.
Вот перед нами Лобуче (4910м). Идем на поиски лоджа, желательно с душем, с горячим.
Пока портер пошел в какой то из лоджей узнавать, села передохнуть. И тут поняла. Что щас горная болезнь проявится во всей красе. Точно. Без тошноты и предварительных неприятных ощущений. Просто выворачивает. Но зато теперь не болит голова. Да и вообще все прекрасно.
Находим лодж, моемся, заваливаемся спать (вот животные). Просыпаемся через пару часов, бродим сонными мухами. Здесь уже предметно холодно. Поэтому мы в зимних шапках, термобелье, толстовках (спим то в термобелье мы уже не первую ночь).
Побродили, поужинали. Аппетита уже нет совсем. Есть необходимо, иначе где взять силы для перехода. А есть не хочется совсем. Выбираю суп. Вообще местная кухня – это отдельный разговор. Она очень невкусная. Они не солят еду. Вместо соли они сильно приправляют ее перцем и специями. Н среди предложений можно найти более или менее подходящее. Я в итоге остановила выбор на томатном супе. Это похоже на разведенный кетчуп. Поужинали, посидели в столовой, погрелись. Идем спать.

День 7. Утро. Завтрак. Опять сборы монаток. Выходим в Горакшеп. Это последний пункт. Оттуда мы должны будем сегодня же пойти в базовый лагерь Эвереста. А завтра утром подняться на Калапатар и начать спуск обратно, до Фериче. Но это планы.
Тут опять камни. Теперь идем вдоль ледника Кхумбу. Камни, камни под ногами. Вверх камни, вниз камни. Опять вверх, опять вниз. Вот и Горакшеп (5140м). Он недалеко от Лобуче расположен. И по высоте разница не существенная. Поэтому со здоровьем вроде все ОК. Кладем вещи. Понимаем, что базовый лагерь Эвереста находится на очень приличном расстоянии. Нам до него не добраться. Спрашиваем, можно ли туда на яках прокатиться. Нет, нельзя. Яки не перевозят людей. Вообще. Зато есть лошади. Две. Съездить в базовый лагерь и обратно стоит 300$. Не дешевое такси, но зато какое эксклюзивное. Я сажусь на лошадь впервые. Сначала страшновато. Потому что «сиденье» такое подвижное. Потом привыкаю. Каждую лошадь ведут под узцы. А сама езда на лошади по леднику – это что то. Дело в том, что это все время узкие тропинки с обрывами, каменистыми. Везде камни. Таке ощущение, что вот-вот она оступится и поползет в низ, или камни под копытами осыпаться начнут. Что в итоге и произошло на обратном пути.
Въехали в лагерь, походили, посмотрели. Наших там не заметили.
Сели на лошадок, поехали а Горакшеп.
Ледник подтаивает. К тому же тропинка одна, по ней и люди, и лошади, и яки с грузом ходят. Последние тропинку разбивают. И тут у лошади подо мной начинают задние копыта съезжать в обрыв. Проводник хватает ее за шею, тянет вверх. Наш портер хватает меня за руку и тоже тянет вверх. Сначала мне с помощью портера удается подтянуться на тропинку и слезть с лошади. Затем вытягивают лошадь. Проходи немного вперед, где дорожка прочнее. Опять забираюсь на лошадь. Весь пусть Горакшеп – Базовый лагерь-Горакшеп занял часа три.

День 8. Сегодня нам предстоит встать рано. Хотя это уже и не рано, последнее время мы каждый день так и встаем, в 6 часов утра. Вещи остаются в лодже, а мы идем покорять Калапатар, прихватив с собой пару термосов с чаем. Вот скрывается из виду Горакшеп.
Вроде в Горакшепе самочувствие было нормальным. Но почему о очень тяжело идти. Опять как обручем сдавило поясницу, желудок, печень, в общем все что там внутри находится. Знакомое ощущение. Я уже в курсе, что вслед за этим бывает. Вот уже видна вершина – наша цель. Остается совсем немного, метров 20 вверх. Но я идти уже не могу. Портер предлагает мне начинать спускаться (видимо видон у меня уже за меня говорит), а они пошли до конца. Отдала фотик, спускаюсь потихоньку, жду когда полегчает. Не легчает. Оборачиваюсь – спускаются мои. Вот догоняют. Приглядываюсь. Как то странно передвигается М. Портер его периодически ловит. Обгоняют меня. Я немного отстаю, потому что понимаю, что ща начнется. Началось. Теперь самочувствие отличное. Ничего нигде не давит. Приглядываюсь внимательней, М. явно как то странно идет. Мозжечковый синдром. Походка пьяного человека. Его не слушаются ноги. А нам сегодня же предстоит, подкрепившись, сразу сделать путь до Фериче.
Пришли в Горакшеп, собрали вещи, пообедали. Уходим. М. идет тяжело. Ну представьте себе пьяного, пытающегося прыгать по камням. А мне хорошо. Я буквально лечу обратно. Как же я понимаю тех, кто умудрялся путь обратно делать за два дня. Дошли до Лобуче. Дальше в таком темпе не пойдем, остаемся на ночь.

День 9. Собираем вещи. Завтракаем, выходим. Сегодня планируем дойти до Тенгбоче. У М. прошли «игры мозга», вызванные горняшкой и мы пошли достаточно резво. Остановились выпить чай в Фериче, потом пообедали еще в одном горном селении. Шли около 9 часов. Пришли в Тенгбоче. Выбрали лодж, где написано, что душ и горячая вода внутри. Мы еще переспросили точно ли душ есть. Да, конечно, вот (и показывает комнатку с душем). Мы остаемся. Собираемся в душ. Просим нагреть воду (колонки там газовые). Между прочим за 5 дней первый раз. Знаете как хочется уже помыться? Спускаемся. Пытаемся воду пустить – результат 0. Идем к девушке, обслуживающей. Она говорит «ща будет» и приносит ведро с водой и ковшиком. Мы в ауте!!!!! Отказываемся, а она не понимает что в этом плохого. А там реально холодно из ковшика плескаться, да и мы вообще то на душ рассчитывали. Обедаем. Идем спать. Последние пару часов покашливаю. Но ничего особенного. Ночью кашель нарастает. Становится сильным. В груди все булькает. Ночь практически без сна.

День 10. Встаем. Кашель уже сильный. У нас с собой огромная аптечка. Пью антибиотик. Идем завтракать. Поели, пьем чай. Чувствую, как резко закладывает трахею. Полностью закладывает. Дышать становится нечем, задыхаюсь. Выбегаю на улицу – там немного легче. Дышать могу только при определенном положении запрокинутой вверх головы. И то со свистом и тяжело. В детстве у меня был ложный круп. Так вот картина 100% та же, только учитывая, что у взрослых его не бывает. Зато бывает отек гортани. А докторов тут нет. Надо идти дальше. Немного облегчает состояние теплый чай. Но учитывая, что надо двигаться, помогает чай не очень сильно. Спустились с горы к реке. Лучше не становится. Отдыхаем. Начинаем подъем к Намче. Каждый шаг – удушье и кашель. Легкие горят. Останавливаемся в ближайшем лодже. Спрашиваем про врача. Недалеко госпиталь. Но «недалеко» - это по местным меркам. По телефону вызывают коняшку (другого транспорта здесь нет). Ждем долго, больше часа. Выгляжу ужасно (это мне уже М. сказал после всего). Вот и коняшка приехала с поводырем.. Взгромождаюсь, аки мешок к каками. Едем в сторону госпиталя. Пока ехали, позвонил!!! Врач на мобильный проводника. Проводник дал мне мобилку, поговорить с врачом. Я не понимаю по-английски, если не вижу говорящего., о чем и сообщаю доктору. Он понял, что со мной «каши не сваришь». У госпиталя толпятся местные жители. Слезаю с коника, сажусь. Напротив стоит надпись, крупно на щите, на английском «Высота убивает. Поднимайтесь медленно, спускайтесь медленно». Меня вызвали без очереди. Знакомимся. Стандартный опрос что, как, когда началось. Измерение давления, пульса, температуры. Прослушка легких. Из всего: температура 39С, легкие чистые, бронхи тоже, заложена трахея. Тут же выписывает и выдает антибиотики (те, что я пила не подходят) и анальгетики. Сказано быстрей, быстрей спускаться. Но завтра. Выхожу, взгромождаюсь на коняшку и идем в намче. А там в тот же лодж, в котором были. ДУШ! ГОРЯЧАЯ ВОДА! Вот он отдых для души. После лекарств становится значительно лучше.

День 11. Утро. Антибиотики сделали свое дело и самочувствие значительно лучше. Сегодня мы должны дойти до Луклы. Нас там уже ждут. Быстро собираемся, завтракаем и в путь. Быстро «скатываемся» на 600 метров вниз. Уже ни о чем не думая быстро идем к Лукле. Вот и Пхагдинг. Останавливаемся перекусить. Встречаем наших соотечественников. Заказываем зеленый салат. Очень вкусный. Такого больше нигде не было. Поели и дальше идем. И вот сюрприз. То что на пути вверх мы прошли меньше чем за 2 часа, на пути обратно оказалось дорогой в гору. И шли мы ее часа 3, если не больше. Но вот и Лукла. Вот аэропорт. Вот лодж Гималаи с ее замечательным хозяином и мэром этого городка. Нас поселяют в №1, где вроде как останавливался Эдмунд Хилари. Вполне возможно, потому что в ресторане висят фото хозяина вместе с именитым гостем.

Располагаемся в номере. Идем в ресторан. Там расслабляемся. Заказываем красного вина. Какое же вкусное вино. Первый человеческий вкус за все время трека. Вкусно едим. Идем спать. Утром нам предстоит перелет в Катманду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий